27.2. ЗОЛОТО ЕРМАКА И ЛЕГЕНДАРНАЯ ЗОЛОТАЯ БАБА.
Ермак двинулся по Иртышу. Карамзин сообщает: "Далее начинались Юрты Остяков и Кондинских Вогуличей: там, на высоком берегу Иртыша, Князь их Демьян, имея крепость и в ней две тысячи воинов, отвергнул все предложения Ермаковы. Летописец рассказывает, что в сем городке был ЗОЛОТОЙ КУМИР, БУДТО БЫ ВЫВЕЗЕННЫЙ ИЗ ДРЕВНЕЙ РОССИИ, ВО ВРЕМЯ ЕЕ КРЕЩЕНИЯ; что Остяки держали его в чаше, пили из нее воду и тем укреплялись в мужестве; что Атаманы, стрельбой изгнав осажденных, вступили в город, НО НЕ МОГЛИ НАЙТИ В НЕМ ДРАГОЦЕННАГО ИДОЛА. Далее, плывя Иртышом, завоеватели увидели толпу кудесников, приносящих жертву славному кумиру Раче, с молением, да спасет их от страшных пришельцев. Идол безмолствовал. РОССИЯНЕ ШЛИ СО СВОИМ ГРОМОМ, и кудесники бежали в темноту лесов" [362], т.9, гл.6, столбец 232.
И далее: "Брязга, видя жестокое сопротивление К. Демьяна, спрашивал о причине того у своих Сибирских подводчиков; что один из них... объявил ему о ЗЛАТОМ ИДОЛЕ, коему народ в древней России молился будто бы под именем Христа (а сказывают-де, привезен от Владимерова крещения), что сей Чувашанин хотел УКРАСТЬ ЕГО У ЖИТЕЛЕЙ... НО НЕ СМОГ ВЫПОЛНИТЬ СВОЕГО НАМЕРЕНИЯ...
Там же сказано, что близ устья Иртыша, в Белогорской волости, находилось мольбище ВЕЛИКОЙ БОГИНИ, которая сидела нагая на стуле, вместе с сыном, принимая дары от жителей" (там же, примечания 695, 698, столбцы 158-159).
Скорее всего, еще одним вариантом этих сказаний является известный рассказ о Сибирской ЗОЛОТОЙ БАБЕ.
"Золотая баба - главный идол народа пермского и обдорского, иссеченный из камня в виде старухи с двумя младенцами; в честь ее устраивались богатые капища и приносились в жертву лучшие олени. Все капища Золотой бабы уничтожены в 1389 г. Стефаном, проповедником христианства" [988:00], "Золотая баба".
Сама Золотая Баба, как считается, загадочно исчезла и некоторые энтузиасты ищут ее в Сибири до сих пор. Золотую Бабу или Золотой Идол часто изображали на старинных картах Сибири, см., например, рис.8.181, рис.8.182, рис.8.183, рис.8.184, рис.8.185, рис.8.186, рис.8.187. Кстати, на рис.8.184 и рис.8.187 рядом с Золотой Бабой помещены надписи, где прямо написано: "Золотая Баба". Фактически же на рис.8.187 мы видим Богоматерь с младенцем Христом на руках. Так что слова летописцев, что "Золотой Идол" был привезен из древней Руси после ее крещения, вероятно, вполне справедливы. В основу этого местного культа в Сибири и Центральной Америке было положено поклонение Деве Марии и Андронику-Христу.
Интересно, что рядом с Богоматерью изображен еще и второй мальчик, держащий Марию за руку. Она положила свою руку ему на плечо, см. рис.8.187. Все ясно. Так часто изображали Деву Марию на многочисленных иконах и картинах - с двумя младенцами: Иисусом и Иоанном Крестителем, рис.8.188. Как мы показали в книге "Царский Рим в Междуречье Оки и Волги", в "античности" этот христианский сюжет отразился в виде двух младенцев Ромула и Рема, воспитанных "волчицей". Там же мы привели много примеров живописных изображений Девы Марии, то есть "эт-русской волчицы", с двумя младенцами.
На рис.8.189, рис.8.190, рис.8.191, рис.8.192, рис.8.193, рис.8.194, рис.8.195, рис.8.196 мы приводим еще несколько изображений Золотой Бабы на старинных картах Руси-Орды и сибирских владений. На рис.8.197 приведено изображение Золотой Бабы из "Космографии" Тевэ, якобы 1575 года.
История "Сибирской Золотой Бабы" привлекала к себе внимание многих путешественников и исследователей. Большой и очень интересный обзор различных мнений и источников см. в книге [14:1], с.114-119, раздел "Золотая Баба".
Цитированные выше сведения, будто капища Золотой Бабы были уничтожены в XIV веке, являются, скорее всего, искаженным преломлением эпохи великого = "монгольского" завоевания, которое могли путать со второй волной покорения "земли обетованной" казаками Ермака-Кортеса в конце XVI века. Либо речь могла идти об уничтожении "языческих культов" в эпоху Дмитрия Донского = Константина Великого.
Итак, многочисленные рассказы о "потерянной Золотой Бабе" в Сибири - это практически тот же сюжет о "потерянном золоте ацтеков", что и в испанских=османских летописях. В обеих версиях завоевателям становится известно о золотых священных богатствах, накопленных местными жителями. Попытки найти несметный золотой клад и присвоить его не увенчались успехом. Согласно русским источникам, Золотой идол или Золотая Баба загадочным образом исчезли. Ермаку так и не удалось овладеть богатейшим кладом.
Скорее всего, перед нами два отражения одной и той же американской истории - безуспешных попыток атамана-конкистадора Ермака-Кортеса полностью завладеть огромными золотыми кладовыми, накопленными к концу XVI века в Центральной Америке потомками великих = "монгольских" завоевателей XIV века. Часть золотого американского запаса все-таки удалось найти и вывезти в Европу, однако основная масса сокровищ куда-то бесследно исчезла.
Приведем теперь для полноты картины соответствующие свидетельства Кунгурской Летописи о сибирском Золотом Идоле или Золотой Бабе. Подчеркнем, что Летопись говорит здесь именно о РУССКОМ БОГЕ.
"Чювашенин был у Кучюма, руского полону, сказал: молятся де они рускому богу и тот де РУСКОЙ БОГ ЛИТОЙ ЗОЛОТОЙ, в чаше, сидит, и в ту де чашу наливши воды пьют, и зовут его Христом, а сказывают де привезен от Владимерова крещения, и для того живут смело, отпустите де меня к ним, и я де могу его унести и что они думают скажу вам все. И в вечер дня пошел, и поутру рано в табар пришел, сказал ворожат де и говорят... А бога де их взять не могу: противу де его все сидят и молятся и стоят, а он де поставлен на стол и кругом горит жир, и курят я серою, аки в ковше (рис.8.198 - Авт.)...
Егда же доплыша до Рачева городища, и ту котелние шейтанщики сбиратели со всех юрт на молбище к шейтану Рачю, и в сборе, их многое, все утекоша в лес до единаго в частой елик, и жертву покинуша всю и ждаша сутки (рис.8.199 - Авт.)" [730:1], с.94.
ВЫВОД. Легенды о потерянном золоте ацтеков и утраченном золоте Ермака хорошо соответствуют друг другу.
На рис.8.200 мы приводим старинную скульптуру "Великой Богини" ассирийцев по имени Милитта или Милита. Но ведь это, попросту, изображение Девы Марии с младенцем Христом на руках. А имя МИЛИТТА могло произойти от слова МАТЕРЬ при переходе Р --> Л и перестановке согласных: матерь = МТР --> МЛТТ = милита.
27.3. СКАЗОЧНАЯ БАБА ЯГА - ЭТО ЗОЛОТАЯ БАБА ОСТЯКОВ-АЦТЕКОВ.
В заключение отметим любопытный штрих. Известный английский автор Джильс Флетчер, побывав на Руси, издал якобы в 1591 году свою книгу "О Русском Государстве". Впрочем, сочинение это было, скорее всего, написано или отредактировано не ранее XVII-XVIII веков, о чем мы расскажем в наших дальнейших публикациях. Флетчер не мог пройти мимо рассказов о знаменитой сибирской Золотой Бабе. Относится он к сведениям о ней скептически. Пишет следующее: "Я говорил с некоторыми из них (с сибиряками - Авт.) и узнал, что они признают единого Бога, олицетворяя его, однако, предметами, особенно для них нужными или полезными... Но что касается до рассказа о золотой или ЯГЕ-БАБЕ (о которой случалось мне читать в некоторых описаниях этой страны, что она есть кумир в виде старухи), дающей, на вопросы жреца, прорицательные ответы об успехе предприятий и о будущем, то я убедился, что это пустая басня. Только в области Обдорской со стороны моря, близ устья большой реки Оби, есть скала, которая от природы (впрочем, отчасти с помощью воображения) имеет вид женщины в лохмотьях с ребенком на руках" [878:1], с.113.
Что касается мнения Флетчера, - будто рассказ о Золотой Бабе есть басня по той причине, что он, дескать, лично ее не нашел, а увиденная им однажды прибрежная скала мало походит на женщину с ребенком, - то здесь все ясно. Поздний автор или редактор XVII-XVIII веков жил уже в эпоху, когда подлинная история Руси-Орды и похода Ермака-Кортеса стала погружаться в туман. Поэтому и история Золотой Бабы, то есть Девы Марии с младенцем Христом на руках, начала восприниматься как "местная басня". Романовские историки стали лукаво поговаривать, что Золотая Баба - это, дескать, некая скала, похожая на женщину. Скал в просторной Сибири много. Стали, причем с умным видом, искать подходящую. Кое-кто, наиболее беззастенчивый, "находил". То тут, то там. Показывали заезжим иностранцам. Те скептически ухмылялись. Как, впрочем, и коренные местные жители, еще помнившие, хотя уже очень смутно, что Золотая Баба - это вовсе не груда камней, а Дева Мария.
Здесь нам важно другое. Флетчер упомянул еще одно имя, которым, оказывается, называли Золотую Бабу. А именно, БАБА-ЯГА или Яга-Баба. Но ведь этот персонаж нам прекрасно известен из старинного русского фольклора и сказок. Причем нас приучили воспринимать Бабу-Ягу как нечто страшное, злобное, коварное. Живет в темной и непроходимой чаще лесов, в доме на куриных ногах, летает в ступе на метле, пожирает путников и особенно любит полакомиться детьми. И тому подобные страшилки.
По-видимому, дело в следующем. После победы апостольского христианства в конце XIV века, прежнее царское христианство, - в котором, естественно, тоже присутствовал культ Девы Марии, - объявили "плохим язычеством". Применительно к сибирско-американскому ответвлению старинного христианского культа это означало, что образ Золотой Бабы = Девы Марии некоторые оппоненты постарались исказить и не только объявить "языческим", но и снабдить его резко отрицательными чертами. Превратили - на бумаге - Богоматерь в злобное "языческое" существо, которое "любит детей", но, мол, на свой манер. Любит их есть, то есть убивать. Людей, поклонявшихся Деве Марии в образе Золотой Бабы, стали клеймить как "плохих идолопоклонников". Дескать, вы поклоняетесь злобной Бабе-Яге. Так легче было с ними бороться. Кстати, может быть, имя ЯГА происходит от ИЕГОВА. Могут быть и другие объяснения.
Потом, когда в XVIII-XIX веках стали записывать народные сказания, романовские авторы снабдили Бабу-Ягу массой особо неприятных черт. Так протекала нешуточная борьба между различными направлениями старинного христианства, выросшими из одной и той же истории Андроника-Христа конца XII века. Потом суть борьбы забылась, ушла в прошлое, а на страницах книг и летописей остались образы, смысл которых стал не очень понятным. Своими "самостоятельными жизнями" начали жить рассказы о Золотой Бабе, о Бабе Яге и Деве Марии. Прежнее их родство, или даже тождество, было прочно забыто. Каждый из этих образов приобрел свою эмоциональную окраску, сильно отличную от других.
Кстати, зададимся вопросом, не имеющим прямого отношения к сути обнаруженного нами соответствия, но все же достаточно интересным. Почему в русских сказаниях о Бабе Яге говорится, будто она сидит в какой-то ступе или чаше? Причем эта ступа иногда летит при помощи огненной метлы? По-видимому, ответ нам дает Кунгурская летопись. Мы уже цитировали ее сообщение, что Остяки-Ацтеки молятся РУССКОМУ БОГУ, КОТОРЫЙ ОТЛИТ ИЗ ЗОЛОТА И СИДИТ В ЧАШЕ. В нее наливают воду и пьют. Бог этот не кто иной как Христос, и его образ в чаше был привезен к Остякам-Ацтекам после Владимирова крещения. Далее сказано, что верующие садятся вокруг образа Христа, находящегося в чаше, зажигают жир и курят серой, "как в ковше" [730:1], с.94.
На старинном рисунке, приведенном нами выше, показан описанный сибирско-американский обряд, рис.8.198. На столе действительно стоит большая чаша с образом Христа. Вокруг чаши горят несколько сосудов с жиром и, вероятно, с серой. Здесь мы сталкиваемся, по-видимому, со следами старинных христианских обычаев. Как мы уже говорили в книге "Царь Славян", в древности крестили не только водой, но и огнем. Христа именовали также Солнцем. В причастную чашу наливали воду, а вокруг нее, как нам сообщает Летопись, возжигали огонь. Либо же чаша с образом Христа символизировала сосуд, куда Ангелы собрали его кровь во время распятия на кресте. Во время христианского причастия в церковную чашу наливают вино и пьют из нее. Но ведь, согласно Евангелиям, вино символизировало кровь Христа. Как мы покажем в дальнейших публикациях, "Чаша с юным Христом", это - известная Золотая Колыбель, куда положили Младенца Христа. Вероятно, все эти христианские символы причудливо переплелись в Остякском-Ацтекском обряде. В итоге некоторые люди стали поклоняться чаше Христа, окруженной огнем. Но поскольку те же Остяки-Ацтеки соединили этот обряд с поклонением образу Марии Богородице = Золотой Бабе, то могло случиться так, что отсюда возник образ Золотой Бабы, сидящей в чаше, окруженной причастным огнем. Отсюда всего лишь один шаг до тенденциозно искаженного образа Бабы-Яги, сидящей в ступе, вокруг которой иногда возникает пламя - "огненная метла".